Штативы на все времена! Обзор производителей штативов и штативных систем для профессиональной видеосъемки
Все молодые специалисты в области производства медиаконтента начинают аналогично братьям Люмьер. И то, что с момента создания синематографа прошло более 125 лет, не имеет значения. Первый вопрос, возникающий на этапе планирования любой съемки – на что ставить камеру?
Можно держать камеру в руках, но такие нагрузки выдержит только профессиональный спортсмен, не говоря про необходимость движения камеры или изменения параметров оптики. Когда камера в руках, чаще всего это невозможно.
Итак, штативы. Всем опытным работникам медиаиндустрии, особенно операторам, не нужно рассказывать о важности штатива, его качестве и возможностях, для них это очевидно. А для молодых участников медиарынка эта информация может значительно облегчить подготовку к профессиональной съемке.
Что касается качества штатива и его возможностей, а также эксплуатационных характеристик — это важнейшие параметры, которыми нельзя пренебрегать. Немало молодых специалистов понимают это только на почве личного горького опыта: либо полный срыв съемок, либо невозможность снять так, как это предполагалось по сценарию или замыслу режиссера.
Производителей штативов для видеопроизводства в мире множество, но подавляющее большинство пользователей выбирает продукцию только нескольких ведущих брендов. В ТОП3 можно уверенно определить самые известные. Итак, это:
- Vinten
- Sachtler
- Manfrotto
Все три производителя изначально были компаниями-конкурентами, сегодня эти торговые марки принадлежат одной группе компаний. Старейшим в «большой тройке» является английский Vinten, основанный в 1910 году. Немецкий Sachtler появился в 1958 году. А самый «молодой» производитель штативов - итальянский Manfrotto взял свое начало в 1974 году.
Vinten выпускает практически весь спектр штативных систем: от самых легких и простых, до сложнейших студийных пьедесталов, в которых широко применяются буквально «космические» инновационные технологии, поэтому кратко описать всю продукцию бренда невозможно. Однако, опираясь на огромную практическую базу применения штативов этого производителя, можно сказать следующее: у Vinten, несомненно, лучшие штативные головки, которые дают оператору самые большие творческие возможности.
Множество тонких настроек, при умелом использовании и правильном выборе нагрузочной способности, позволяют оператору буквально творить чудеса. При этом все очень удобно и эргономично, вплоть до мелочей. Но у такой тонкости и претенциозности есть обратная сторона – Vinten плохо переносит грубое обращение и работу в экстремальных условиях. Для умеренного климата и работы в помещениях, при плановой размеренной работе это лучший выбор. Некоторые операторы, специализирующиеся на производстве высоко художественных продуктов в «премиум» секторе видеопроизводства, признают только Vinten за его выдающиеся творческие возможности. Но есть одно немаловажное ограничение – цена. Vinten продукт не дешевый, особенно в сравнении с менее маститыми производителями, поэтому позволить его себе могут далеко не все.
Sachtler также выпускает огромный список штативных систем: от легких простых моделей, до тяжелых штативных систем и пьедесталов для студий. На первый взгляд все аналогично Vinten, но это не совсем так. Штативные системы Sachtler грубее, поэтому намного лучше приспособлены к жесткой или даже жестокой эксплуатации, в том числе и в экстремальных условиях. Немецкое качество и надежность, пусть с некоторым отсутствием изящества и тонких настроек. Это совсем не ограничивает творческие возможности оператора, просто Sachtler больше подходит для работы «в полях».
Штативы и системы хорошо работают при отрицательных температурах, головка не замерзает и позволяет оператору работать зимой на улице. Он надежный и отлично переносит транспортировку, как и положено «немцу». По своим характеристикам отлично подходит для репортерской работы, поэтому большинство операторов, работающих в этом жанре, выбирают Sachtler. При наличии средств, разумеется. Sachtler не является брендом эконом-класса, но служит долго, а иногда и очень долго, затраты во многих случаях окупаются. Известны примеры, когда штативы Sachtler на практике переживали смену нескольких поколений штативов других производителей, которые просто не выдерживали тяжелых условий эксплуатации.
Manfrotto по происхождению итальянец и этим много сказано. По сравнению с двумя предыдущими брендами — происхождение определяет некую «легковесность» во всех смыслах. Но это не означает понижения качественных параметров штативных систем Manfrotto, скорее более узкую специализацию при том, что модельный ряд Manfrotto огромен. Надо отметить особо дружественное отношение Manfrotto к фотоаппаратам, а это большой плюс, сейчас фотокамеры для видеосъемок являются базовым трендом. Но и для видеокамер Manfrotto - один из самых достойных «партнеров» в работе. Идеально подходит для малых студий (в том числе и удаленных) и временных съемочных площадок. Прекрасно работает и в репортажных условиях, но только без экстрима и грубого обращения. Не стоит использовать Manfrotto в условиях крайнего севера, это все-таки «итальянец».
Большой выбор моделей Manfrotto для любого применения позволяет очень точно подобрать конкретный вид головки и трипода под задачи, которые приоритетны для оператора. По стоимости эти штативы бюджетнее своих аналогов от Vinten и Sachtler. Идеально подходят для многокамерной работы с фотоаппаратами в статическом режиме, например, при съемке интервью. Тут у Manfrotto иногда просто нет конкурентов, исключая «no-name»-производителей копеечной стоимости, но, в отличие от систем Manfrotto, подобное оборудование крайне ненадежно.
Для молодых специалистов медиаотрасли неприятным сюрпризом может оказаться высокая стоимость штативных систем от Vinten и Sachtler и Manfrotto. Здесь важно понимать, что речь идет о профессиональном съемочном оборудовании, проверенном не одним поколением видеооператоров и рассчитанном на многолетнюю работу. Продукты этих торговых марок полностью оправдывают свою стоимость широкими профессиональными возможностями при гарантированной надежности.
Если цены на вышеописанные штативы окажутся недоступными, решение существует - это новые производители, которые взяли за основу потребительские свойства штативных систем от топовых брендов и постарались воспроизвести их в своих продуктах при доступной стоимости (в 3-5 раз дешевле!). Например, штативные системы ACE и Acebil.
Специалисты компании VIDAU Systems неоднократно проводили тестирование ACE и Acebil в работе, в том числе в тяжелых экстремальных условиях, и могут с уверенностью рекомендовать их к профессиональному использованию, гарантируя качество и надежность.