«Пандемия» удаленной жизни. Часть 2: Культура
Зачем ходить в кинотеатр, если дома есть телевизор 4К с подключенными платными сервисами, стоимостью ОДНОГО билета в кино, а смотреть можно будет десятки тысяч фильмов? То есть сфера кинопроката итак должна была со временем и развитием информационных технологий перейти в совершенно другой формат, а сегодняшние реалии просто ускорят необратимый процесс.
За счет этого и театры со временем могут потерять массовость и превратиться в мероприятие для официальных встреч и общения элиты. Скоро любой театр, драматический или музыкальный, будет иметь возможность сделать серийными онлайн трансляции высочайшего качества с всевозможными эффектами погружения в реальность. Причем применить это смогут не только всемирно известные театральные площадки, типа Большого или Мариинки, но все региональные театры.
Самый свежий пример, сразу после объявления карантина и закрытия всех «живых» спектаклей, Архангельский областной театр драмы мгновенно перевел ВЕСЬ репертуар в онлайн-трансляции. Результат оказался просто ошеломительным! Первые же стримы спектаклей дали десятки тысяч просмотров и географию от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. И это только по России.
Кроме того, подключились любители театра в США, Украине, Израиле, Германии, Нидерландах, Беларуси, Латвии, Норвегии, Австралии, Армении, Великобритании, Испании, Италии, Китая, Португалии, Узбекистана, Финляндии, Швейцарии и Швеции. И это только экспериментальный опыт.
Ярые поклонники и преданные работники театра скажут, что главное это «эмоциональный контакт» и «атмосфера живого зала». Но, попробуйте представить, если на сцену будет работать 8-10-12 роботизированных камер 4К/8К, под управлением опытного телевизионного режиссера, а супер качественная картинка будет сопровождаться еще и многоканальным объемным звуком? А что, если вместо этого режиссера будет работать искусственный интеллект, которому «загрузят» способности Франко Дзефирелли? Фантастика? Сейчас уже нет.
Но и это еще не все. Ведь и для творческих коллективов театров открываются невиданные возможности, потому что интернет-зритель может географически находиться где угодно. То есть все тот же Архангельский театр драмы (как и любой другой региональный театр), будет напрямую конкурировать театром имени Вахтангова или МХАТом.
Здесь и начинается волшебство новой Эры. Ведь для прямой конкуренции нет «святых» или «сакральных» имен и территориального неравенства. В борьбе за зрителя победить может любой. И, кстати, здесь нельзя недооценивать техническую сторону вопроса.
Сегодняшний опыт теле- и кино- индустрии показывает, что при жесткой конкуренции контента от разных производителей именно техническое качество может иметь решающее значение. Ровно такая же ситуация может сложиться с музеями и библиотеками. Уже сегодня они активно цифровизируются и предоставляют услуги онлайн-доступа и онлайн-экскурсий, а уровень их качества стремительно растет.
Ну а самые главные изменения ждут даже не традиционное линейное телевидение, а те отрасли связи, которые ранее обеспечивали его доставку до конечного потребителя. Производящим телеканалам бояться особенно нечего, они максимально готовы к трансляции их сигнала в новых средах.
Как известно, их король – контент! А вот что будет с региональными сетями кабельного и спутникового телевидения? Спутниковый сегмент в России однозначно сохранится просто по факту огромных территорий с недостаточно развитыми современными сетями связи, но не факт, что через спутник будут транслироваться именно пакеты ТВ-сигналов, а не интернет-трафик, посредством которого можно получить любой контент, а не только ТВ-сигнал.
Что же касается обычных региональных операторов связи, работающих в городской черте и предоставляющих услуги кабельного телевидения и интернет-доступа, то этот сегмент рынка наверняка лишится спроса. И, по всем законам бизнеса и актуальности, просто исчезнет. Между прочим, это касается не только мелких и средних частных операторов связи, но и таких гигантов, как РТРС. Потому что любой телевизор с 5G модемом будет напрямую получать все сигналы любого уровня качества из любой точки мира, и вся сложившаяся схема дистрибуции медиа-контента кардинально перестроится.
Это уже продемонстрировала состоявшаяся Netflix-революция. И здесь напрасны надежды на некую инерцию потребителей, потому что объективные данные торговых сетей по реализации HD/4К телевизоров с диагоналями 45-50 дюймов и больше показывают бурный рост объемов их продаж по всему миру. Осмелюсь предположить, что сегодняшние события, «привязавшие» миллионы людей к длительному пребыванию дома, только усилят эту тенденцию.
В итоге, что мы имеем в ближайшей перспективе? Взрывной рост медиапотребления всех видов контента, что вызовет неизбежную перегрузку существующих сетей связи и необходимость срочно принять меры по увеличению этих скоростей. А такие изменения всегда имеют эффект положительной обратной связи, то есть они неизбежно будут провоцировать производителей контента на увеличение его объемов с все более высокими критериями качества.
Более того, системы связи 5G будут мотивировать к изменениям и среду дистрибуции контента, побуждая производителей к ПРЯМЫМ продажам конечному абоненту. Вот поэтому последствия всех этих изменений необходимо предвидеть уже сейчас и, по возможности, обсудить в узкопрофессиональной среде. Потому что в ситуации, когда на кону стоит выживание бизнесов с общими объемами в десятки миллиардов долларов, возможны любые действия участников этого рынка, в том числе и не конвенциональные. Обсудим?
С Уважением,
Ведущий эксперт компании VIDAU Systems
Юрий Оникиенко
Вам будет интересно: